Каждый хотел бы, чтобы в отеле его обслуживали как дома, а дома - как в отеле

Ваше избранное:
не выбрано ни одного тура
показать

Лучшие предложения





Турция

Турецкая Республика


Площадь - 779.4 тыс. км
Население - 63 млн человек
Официальный язык - турецкий
Образы стран Востока расплывчаты и неуловимы, однако и среди них Турция может поставить рекорд. В XX столетии её образ изменился очень быстро — от традиционной мусульманской державы Ближнего Востока и Балкан до светского (живущего по нерелигиозным законам) государства, которое стремится участвовать во всех делах Европы как равноправный партнёр. При этом Турции удаётся сохранять устойчивый восточный колорит.

Форпост Азии

Турция — это форпост Азии на её дальнем западе, в основном на полуострове Малая Азия. В течение нескольких тысячелетий Малая Азия была похожа на пыльную восточную дорогу, по которой проходили десятки народов. Во II тысячелетии до н. э. здесь возникла одна из первых крупных империй древности — Хеттское царство, которое боролось с Египтом и древними государствами Греции. Затем, в первой половине I тысячелетия до н. э., в Малой Азии появились греческие города. Многие знаменитые древнегреческие философы и учёные, например Фалес (около 625 — около 547 до н. э.), родоначальник античной философии и науки, были родом из Малой Азии. Позднее, в VI в. до н. э., полуостров попал под власть персидского государства Ахеменидов, которое было разгромлено Александром Македонским в конце IV в. до н. э. После этого, вплоть до прихода сюда из Центральной Азии в XIV в. н. э. турок-османов, Малая Азия целиком или частями неоднократно входила в состав различных крупных государств — державы Селевкидов, Понтийского царства, Римской империи, Византии, Арабского халифата.


Мира Ликия — высеченный в скалах
монастырь. V—IV вв. до н. э.
Здесь сталкивались во встречном движении европейские и азиатские народы, и почти от каждого из них оставались уникальные памятники их творчества. На крайнем западе полуострова в 1873 г. немецкий археолог Генрих Шлиман (1822—1890) нашёл остатки знаменитой Трои — города, который был описан в поэме древнегреческого поэта Гомера «Илиада». В северо-западной части полуострова Малая Азия в III—II вв. до н. э. находилось эллинистическое государство Пергам, славившееся своим искусством. Знаменитый Пергамский фриз (декоративная горизонтальная полоса в верхней части стены зданий), украшенный сценами борьбы древнегреческих богов с гигантами, немецкие археологи вывезли в Берлин. Именно в Карий, одном из небольших древних государств Малой Азии, зародилась традиция хоронить великих людей в пышных гробницах — мавзолеях. Слово «мавзолей» происходит от имени царя Карии — Мавсола, жившего в IV в. до н. э., который первым завещал похоронить себя в столь помпезном сооружении, признанном одним из семи чудес света.


Мечеть Айя-София в Стамбуле. Построена
как храм Святой Софии Константинопольской
в VI в. и перестроена в мечеть в XV в.

Взрывоопасная Смесь

На протяжении тысячелетия в Малой Азии неоднократно сталкивались и перемешивались Запад и Восток. Это приводило к мощным политическим и культурным взрывам, неузнаваемо менявшим политические и культурные очертания этого региона. Пожалуй, самый сильный взрыв произошёл здесь, когда в Малую Азию в XI— XIII вв. н. э. вторглись сельджуки, а в начале XIV в. турки-османы (так их называли по имени эмира Османа, который был создателем турецкого государства) — кочевники, двигавшиеся на запад из Центральной Азии. Они были ярыми приверженцами ислама и за три столетия сумели создать огромную мусульманскую империю — Османскую. К середине XVII столетия Османская империя включала в себя кроме Малой Азии часть Закавказья, современный Ближний Восток и Ирак, Северную Африку, почти все Балканы и Северное Причерноморье. Турки разгромили наследницу Римской империи — Византию, а её столица, знаменитый Константинополь, стал называться Стамбулом. Храм Святой Софии Константинопольской — украшение христианского мира — был превращен турками в мечеть Айя-София. В первый раз исламская держава реально угрожала захватом крупнейшим государствам Европы — Австрии, Венецианской республике, Польше, соперничала с Московским государством.

Османская империя постепенно стала «дряхлеть», и в начале XIX в. русский император Николай I, мечтая о её разделе, назвал Османскую импе­рию «больным человеком Европы». Со второй половины XVII—XIX вв. от неё постепенно отпадали захваченные территории. Окончательно падение Османской империи произошло в результате Первой мировой войны. Турция потерпела в ней поражение, и её территория сжалась до современных границ в Малой Азии и небольшой части Балканского полуострова. Казалось, что турок окончательно «загнали» обратно в Азию, а образ Турции вновь «овосточился».

Курс на Европу

В XX в. «восточная» Турция совершенно неожиданно стала приобретать европейский лоск. В 1923 г. Турция была провозглашена республикой, светским государством (ислам перестал быть государственной религией) и начала бурно модернизировать культуру, политику и экономику по европейским образцам. Президентом Турции в 1923 г. стал один из самых талантливых турецких реформаторов — Мустафа Кемаль (1881—1938). Модернизация касалась всех сторон жизни, вплоть до бытовых мелочей и моды. Привычные туркам шапочки-фески сменили европейские кепки и шляпы (поля которых, кстати, мешают проводить руками по лицу, как положено делать во время мусульманской молитвы), на смену шароварам пришли узкие брюки (правда, в них неудобно сидеть, по-турецки скрестив ноги). Арабский шрифт был заменён латинским, который очень подходит для турецкого языка. Столица Турции была перенесена из Стамбула в Анкару, подальше от границы с Грецией. Анкара расположена в суровых, по турецким понятиям, условиях Анатолийского плоскогорья, где зимой выпадает снег и бывают морозы (не случайно в этом районе разводят ангорских коз, славящихся особенно пушистой и тёплой шерстью, название которых происходит от древней Анкары — Ангоры). Кемаль вывел страну из состояния национального унижения, заставил поверить турок в будущее своей родины. Благодарные турки назвали его Ататюрк (в переводе с турецкого означает «отец турок»).

К концу XX столетия Турции удалось в значительной степени стать европейским государством. Она вошла в Совет Европы, стала членом НАТО и стремится стать членом Европейского Союза. Её экономика развивается очень быстро — особенно славятся за рубежами Турции её строители, а сама Турция может похвастаться благоустроенными курортами на Чёрном и Средиземном морях. Многие жители Европы (и России) носят одежду турецкого производства. Но сквозь европейский облик то и дело проглядывает Восток со своими традициями, которые очень трудно примирить с западной демократией.

Кроме турок в стране живут и другие народы. Среди них курды, составляющие около 20 % населения Турции, армяне, арабы, греки. Эти национальные меньшинства постоянно борются за свои политические и культурные права. В Османской империи их гражданские права ущемлялись, представители этих народов не могли надеяться на хорошую карьеру. Турция конца XX в. во многом унаследовала подобное отношение к своим национальным меньшинствам. Они не имеют права издавать газеты и журналы на родном языке, протестовать против многих политических и культурных запретов. А на востоке страны продолжается настоящая война между турецкой армией и курдскими повстанцами, которые добиваются независимости.

Русская Турция

Для русского человека Турция всегда была символом чуждого, агрессивного, хотя и удивительного, экзотического Востока. Немало русских пленников попали на рынки рабов Османской империи в XVI—XVIII вв. и были проданы в далёкие страны. Их захватывали крымские татары во время набегов на южные окраины Московского государства, а затем сбывали в Кафе (ныне Феодосия; в XVI— XVIII вв. — главный рынок рабов в Крыму) турецким работорговцам. Некоторым удалось вернуться на родину, например вождю крестьянской войны в начале XVII в. в России Ивану Болотникову (?—1608). Особенно ценились на турецких рынках рабов статные русские и украинские полонянки, которые пополняли гаремы турецких вельмож и самого султана. Одна из них, Мария, в конце XVI столетия даже стала главной женой турецкого султана и оказывала заметное влияние на его политику.

Поток русских пленников в Турцию прекратился в конце XVIII в., когда русские войска уничтожили Крымское ханство. Но многим русским людям впервые довелось узнать горечь чужбины именно в Турции в начале XX в. После окончания Гражданской войны в европейской части России в 1920 г. из Крыма хлынул поток беженцев — остатков разгромленной белой армии генерала Врангеля и людей, которые не хотели жить при советской власти. Все они «застряли», кто на несколько дней, а кто на несколько лет, в Стамбуле и его окрестностях. Остатки врангелевской армии сохранили свои боевые порядки и целым военным лагерем жили в Галлиполи, в окрестностях Стамбула, где даже выпускали свою газету. Многие русские эмигранты не верили, что навсегда покидают Россию.

Турция была слишком чуждой страной для русских изгнанников, и большинство их быстро перебралось в европейские страны — Чехословакию, Францию и Югославию. Однако многим русским всё же оказались близки некоторые национальные черты турецкого характера: стремление помочь в беде совершенно чужим людям, приветливость и общительность, кипучий темперамент. Так возник «русский Стамбул», описанный в произведениях писателя Гайто Ивановича Газданова (1903—1971), в мемуарах политического деятеля Василия Витальевича Шульгина (1878—1976). Турецкий Восток оказался чем-то близок русскому человеку. Однако это не только эмоции и чувства.


Стамбул. Вид с Босфора.

Путешествие в Стамбул

Стамбул— это больше, чем сердце турецкого Востока. Известный поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Александрович Бродский (1940—1996) одно из своих лучших эссе посвятил Стамбулу, которое так и назвал — «Путешествие в Стамбул». Для него это были не просто впечатления любопытного путешественника, который впервые попал в незнакомый город. Стамбул стал своеобразным символом душевных переживаний русской интеллигенции.

После падения Византийской империи в 1453 г. столица православного мира переместилась из Константинополя в Москву. Москва стала считать себя наследницей Византии, «третьим Римом», последним православным центром. Но некоторые русские мыслители, например Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) и Константин Николаевич Леонтьев (1831 — 1891), мечтали вернуть Кон­стантинополь в лоно православного мира и даже сделать его столицей великой православной империи во главе с Россией. Важное значение имело и географическое положение Стамбула, стоящего на обоих берегах Босфора. Город был «ключом» к выходу из Чёрного моря в Средиземное через проливы Босфор и Дарданеллы, за контроль над которыми боролась Россия.

В XX столетии иллюзии о Стамбуле (Константинополе) как о великой столице православной империи рассеялись. Но всё же он продолжал оставаться великим городом на стыке Европы и Азии, единственным городом мира, который расположен сразу в двух частях света. В нём чудесным образом слились византийские и турецкие, европейские и азиатские традиции и черты. Обилие минаретов и сохранившиеся памятники византийского искусства, огромный купол Айя-Софии и небоскрёбы, узкие и кривые улочки восточного города и широкие европейские проспекты в центре, кипящий восточный базар и размеренный западный бизнес. Стамбул — это место, которое как нельзя лучше подходит для диалога между Востоком и Западом, осмысления и понимания тысячелетних идей и чаяний разных народов.

Интересное о Турции





    Яндекс цитирования   Rambler's Top100