Если человек в путешествии остается неизменным, это плохое путешествие.

Ваше избранное:
не выбрано ни одного тура
показать

Лучшие предложения





Судан

Республика Судан


Площадь - 2.5 млн км
Население - 29.5 млн
человек
Официальный язык -
арабский
А за морем ущелье Дарфура,
Галереи-леса Кордофана
И великие воды Борну.
Города, озарённые солнцем,
Словно клады в зелёных
трущобах,
А из них, как грозящие руки,
Минареты возносятся к небу.
Н. С. Гумилёв
Обширное государство Судан на северо-востоке Африки по площади равно всей Западной Европе, а его население составляет всего 29,5 млн человек. Страна расположена в среднем течении реки Нила на окружающих его равнинах, плато и прилегающем побережье Красного моря.

Край степей и саванн

Большая часть Судана — это саванны, покрытые высокими травами, и полупустыни, прорезанные плодородными долинами рек с галерейными лесами на юго-западе и речными оазисами в центральной и северной частях страны. В южных районах Судана саванны перемежаются болотами, а на всех пограничьях и в центральной провинции Кордофан среди плато поднимаются отдельные горные вершины. На юге, среди отрогов Центральноафриканской возвышенности, находится вершина Киньети (3187 м), на западе, на плато Дарфур, — гора Марра (3088 м), а в центре — горы Нуба (до 1400 м).

Сухой тропический климат на севере Судана сменяется к югу влажным экваториальным, где осадков выпадает в 20 раз больше. Благодаря сухости воздуха жара обычно переносится легко, а муссонные дожди, хотя и насыщают воздух влагой, но приносят прохладу. Холодные ночи бывают лишь в январе на «крайнем севере», в Сахаре. Здесь же находится искусственное озеро Насер, которое, к сожалению, затопило Северную Нубию — древнюю область с археологическими памятниками мирового значения, в том числе храмовый комплекс Абу-Симбел в Египте на границе с Суданом. Скульптуры и фасады древних храмов Абу-Симбела были вывезены из зоны затопления и смонтированы на берегу водохранилища.

Обрывистые берега Нила похожи на горы, особенно там, где реку преграждают пороги (четыре группы порогов на Ниле и Голубом Ниле). На великой реке много больших и малых островов, поросших финиковыми пальмами. Под их кронами высаживают фруктовые деревья, а под деревьями — овощные, бобовые и другие культуры. Такое многоярусное земледелие, характерное для оазисов, позволяет не только экономно использовать драгоценные клочки плодородной земли, но и защищать от палящего солнца и пересыхания влаголюбивые растения.

Растительность и животный мир Судана типичны для всей Тропической Африки. Однако есть и редкие виды, нигде больше не встречающиеся, среди них — дикий нубийский осёл и дикая буланная кошка, от которых, возможно, произошли домашние осёл и кошка. Широко распространён дикорастущий арбуз — предок любимого всеми бахчевого арбуза. В кустарниковых саваннах растут акации, дающие камедь и гуммиарабик; над ними возвышаются огромные баобабы, некоторым из них по нескольку тысяч лет.

Пастухи-поэты

Судан населяют более 100 разных народов, культуры которых тысячелетиями развивались во взаимодействии с окружающей природой и под влиянием древних и средневековых цивилизаций. На севере, где годами не бывает дождей, Нил — единственный источник воды, поэтому растительность, люди и животные теснятся на его берегах. Рядом с финиковыми пальмами стоят просторные каменные дома, обмазанные глиной, с плоскими крышами и красиво расписанными фасадами. Каждый клочок земли тщательно возделан и орошается из арыков с помощью шадуфов (устройство для подъёма воды, напоминающее колодезный «журавль»), старинных водяных колёс, а в последние десятилетия — бензиновых насосов.

Чем дальше к югу и юго-западу, тем больше выпадает муссонных дождей и тем продолжительнее два влажных сезона, поэтому деревенские жилища часто строят на сваях. Они представляют собой шалаши из веток и травы. У всех домов островерхие соломенные крыши. В южных деревнях сеют сорго и просо, а не пшеницу, как на севере. Овощей здесь значительно меньше и не растут финиковые пальмы.

В Судане большие площади заняты посевами хлопчатника. Эта страна славится своим хлопком (второе место в Африке по производству) и вывозит его за границу. Экспортируются также масличные культуры — кунжут и арахис.

Всю центральную часть Судана (более половины его территории) населяют суданские арабы, численность которых составляет около 15 млн человек. Это потомки переселенцев с Аравийского полуострова, смешавшиеся с разными этносами, в том числе с местными. В долине Нила они живут «чересполосно» с нубийцами, в Кордофане (Кордофанская долина) — с кордофанскими и нубийскими народами, в Дарфуре (на западе) — с форами и другими народами, у которых ещё в начале XX в. были свои государства. Северо-восток Судана населяет древний кушитский народ беджа.

Подавляющее большинство населения Северного и Центрального Судана — оседлые земледельцы и горожане, лишь часть арабов-бедуинов и беджа продолжают кочевать со своими стадами. Среди кочевников культурой, хозяйством, даже физическим типом различаются верблюдоводы, пастухи, разводящие коз, и баггара — суданские «ковбои», которые пасут крупный рогатый скот и занимаются коневодством. Лучшей в Судане породой лошадей считается нубийская. А беджа гордятся прекрасными верховыми верблюдами.

Почти все жители Северного и Центрального Судана исповедуют ислам. Там преобладают представители европеоидной расы с довольно смуглой кожей. От этого населения — арабского и неарабского — резко отличаются темнокожие нилоты южных провинций (динка, бари, нуэр). Физический тип нилотского населения эфиопеоидный в сочетании с негроидными чертами. Они пасут в саванне коров, питаются их молоком и мясом, а также кашами, пивом из сорго и проса, которые выращивают рядом с хижинами.

В нилотских языках существуют десятки слов для названий различных мастей скота и формы его рогов (тогда как для обозначения цвета кожи человека — лишь три-четыре слова). Нилоты — самые чернокожие и высокорослые (до 2 м и выше) люди на Земле. Наиболее многочисленный в стране нилотский народ динка (около 2,5 млн человек) живёт в центре Южного Судана, вокруг него — семь других близкородственных этносов, в том числе нуэры (около 1 млн человек). По вероисповеданию они в основном христиане, некоторые — мусульмане, но не забывают также свою традиционную религию. Это принципиальное отличие от суданских арабов и других мусульман очень важно в условиях Судана, практически вся жизнь которого основана на шариате — своде исламских законов.


Полупустыни типичны для Северного Судана. Ходившие в
древности по этим бескрайним равнинам караваны
верблюдов теперь уступили место грузовикам.

Древние царства и новые диктатуры

Самые первые государства возникли на территории Судана ещё в IV—III тысячелетиях до н. э. В XIX в. до н. э. — начале новой эры на севере Судана существовала высокоразвитая цивилизация и царство Куш; с VIII в. до н. э. — царство Мероэ, или Мероитское, с великолепными храмами, скульптурами богов и царей, развитой письменностью, астрономией, медициной. В VI в. н. э. на смену ему пришла христианская цивилизация с иконописью, литературой на греческом и местных языках, в основном на одном из нубийских. Возникшие христианские государства Мукурра, Алва, Нобатия позднее объединились в царство Нубия. В X— XV вв. его провинции были заселены кочевыми арабами, пришедшими из Египта Христианскую цивилизацию сменила исламская, широко распространился арабский язык В XVI— XVIII вв. крупнейшим государстве стал Сеннар с одноимённой столицей. И в те времена, и сегодня средний уровень жизни и культуры суданских арабов ниже, чем в других арабских странах, но и они причастны к одной из богатейших в мире культур.

С 1820 по 1864 г. Судан по част; завоевали египетские «турки» и присоединили к Египту. В 1881 г. суданцы восстали под руководством Махди Суданского (Мухаммад Ахмед) и его ученика Абдаллаха, а 1885 г. создали независимое исламское Махдистское государство, просуществовавшее до 1898 г., когда британские и египетские войска уничтожили его. Судан был превращен в кондомини­ум (совместное владение) Англии и оккупированного ею Египта, фактически — в британскую колонию.

С 1 января 1956 г., когда страна стала независимым государством — Республикой Судан, в ней много раз менялся политический режим, но с каждым десятилетием росла антиегипетская и антизападная ориентация страны, утверждались порядки, основанные на шариате. Многочисленные заговоры и военные перевороты (в 1958, 1965, 1969, 1971 и 1989 гг.), 40-летняя война на юге Судана между центральным правительством и нилотами и периодически на других окраинах — характерные черты истории Судана этого времени. Политические партии то находились под запретом (и тогда они существовали подпольно), то их снова разрешали. Самые крупные из них были созданы членами исламских духовных братств (наиболее многочисленное — Ансария, наследники махдистов), коммунистами и исламскими фундаменталистами.

Во времена турецкого господства столица Судана Хартум находилась на месте слияния Белого и Голубого Нила. Махдисты разрушили город и сделали своей столицей его пригород Омдурман. В 1898 г. англичане завоевали город и заново отстроили Хартум и пригород Северный Хартум. Этот «тройной» город — один из самых больших в Африке, в нём проживает около 2,5 млн жителей. Различия между тремя частями столицы сохранились до сих пор. Собственно Хартум — город с широкими улицами, которые лучами расходятся от центра, двух-трёхэтажными зданиями, в том числе административными, музеями и парками. Омдурман — типичный восточный город с узкими кривыми улицами, остатками глинобитных укреплений, мавзолеем Махди Суданского, домом-музеем халифа Абдуллы и крупнейшим в Судане рынком верблюдов. Здесь же находится факультет исламского богословия Хартумского университета. А Северный Хартум известен своими промышленными предприятиями — судоверфью, текстильным производством.





    Яндекс цитирования   Rambler's Top100